замена заднего ступичного подшипника

пока в автомобилях VW использовались конические подшипники, они были самыми часто заменяемыми деталями, расходниками. Даже при постоянном контроле люфтов, любая ямка могла повредить обойму или ролики и спровоцировать преждевременный выход из строя. Поэтому овладеть технологией замены подшипника будет полезно, пожалуй, каждому владельцу пожилого VW 🙂

Ступицей, в которую запрессовываются наружные обоймы подшипников (а их на каждое колесо по два) являются сами барабаны (или диски). Поэтому первым делом нужно снять именно барабаны. Но со временем они изнашиваются, и образовавшийся буртик может помешать, так что сначала нужно свести колодки. Для этого необходимо поднять клинышек механизма саморазведения. Если бы мы обладали рентгеновским зрением, найти его взглядом не так уж и сложно

замена подшипника

-на ощупь это делается так: в верхнее и обращенное к переду автомобиля отверстия под колёсный болт, нужно вставить плоскую отвёртку, нащупать соединение пружинки и клинышка, и опираясь на сам барабан, поддеть и поднять его. Примерно это выглядит так:

замена подшипника (1)

-теперь барабан и крутится легче, и снимется без проблем.

-снимаем колпачок, закрывающий подшипник. Если речь идёт о замене, то в комплектах нормальных производителей всегда лежит новый, и старый можно сбить отвёрткой или зубилом. Если же вы планируете произвести регулировку или ремонт тормозов, колпачок желательно снимать аккуратно

замена подшипника (2)

-под ним обнаруживается шплинт

замена подшипника (3)

-разжимаем усики и вытаскиваем его

замена подшипника (4)

-снимаем корончатый фиксатор, откручиваем гайку ключом на 24

замена подшипника (5)

-снимаем шайбу

замена подшипника (6)

-а теперь можно и барабан снимать, равномерно вытягивая на себя

замена подшипника (7)

-обычно он снимается с обоими подшипниками, тогда их просто вынуть отвёрткой, и выкинуть

замена подшипника (8)

-но если упустить момент, когда появился люфт, подшипник может начать крутиться на цапфе, и прикипеть к ней

замена подшипника (9)

-для снятия нужно разрушить сепаратор, снять его, ролики и сальник

замена подшипника (10)

-удалив смазку, обнаружим и внутреннюю обойму

замена подшипника (11)

-тонким зубилом её можно стронуть с места

замена подшипника (12)

в крайних случаях приходится срезать болгаркой

-теперь можно вернуться к барабану. В нём всё ещё запрессованы две наружные обоймы. Удалив остатки смазки, можно обнаружить в отливке три углубления, через которые видны обратные стороны обойм

замена подшипника (13)

-вот через них и надо выбить обоймы пробойником, отвёрткой и даже зубилом

замена подшипника (14)

-желательно перед запрессовкой новых обойм тщательно вымыть внутренности

замена подшипника (15)

-вскрываем коробку с новым подшипником. По моей личной статистике, лучшие подшипники делает фирма SKF. Но весьма достойной и более бюджетной альтернативой можно считать и FAG

замена подшипника (16)

-кладём новую обойму в барабан (не перепутать направления!)

замена подшипника (17)

-для точной запрессовки я, лично, заказал у токаря специальные оправки

замена подшипника (18)

-они точно повторяют форму и размер обоймы

замена подшипника (19)

-но для разовой работы сгодится и старая обойма, подточенная на точиле

замена подшипника (20)

-запрессовывать, конечно, желательно с помощью пресса. В крайнем случае сойдут тиски. Некоторые умудряются даже молотком пользоваться 🙂 Главное, что бы обойма вошла безе перекосов, и до упора. Зазоров оставаться не должно

замена подшипника (21)

-ещё раз протираем обоймы, и начинаем сборку. Наносим густую смазку на обойму внутреннего подшипника

замена подшипника (22)

-на сам подшипник

замена подшипника (23)

-кладём его в барабан

замена подшипника (24)

-торцевую часть так же заполняем смазкой

замена подшипника (25)

-затем удаляем смазку с той части, куда будет запрессовываться сальник. Если этого не сделать, он может вывалиться со временем

замена подшипника (26)

-кладём сальник и пальцами вдавливаем на место

замена подшипника (27)

-переворачиваем барабан, и повторяем процедуру (исключая сальник) с маленьким подшипником

замена подшипника (28)

-перед установкой барабана на место, проводим ревизию состояния тормозных механизмов.

-клин механизма должен быть полностью поднят

замена подшипника (29)

-колодки должны иметь одинаковый зазор от краёв пыльника

замена подшипника (30)

-придерживая пальцем наружный подшипник, надеваем барабан

замена подшипника (31)

-надеваем толстую шайбу, контролируя, что бы носик, предотвращающий от вращения, попал в паз

замена подшипника (32)

-наживляем гайку, закручиваем сначала пальцами, а потом ключом на 24, при этом одновременно вращая барабан

замена подшипника (33)

-а вот дальше момент, о котором спорят на многих форумах: как правильно регулировать подшипник. Большинство мануалов это описывают примерно так:

затягивать гайку до тех пор, пока остаётся возможность перемещать упорную шайбу усилием плоской отвёртки

замена подшипника (34)

-я же много-много лет делаю по своему, и пока что этот метод не подводит:

затягиваю гайку ключом, одновременно вращая барабан, до ощутимого упора. И от этого положения отпускаю гайку на 1/4 оборота

замена подшипника (35)

-надеваем на гайку корончатый фиксатор, что бы отверстие в ступице и прорези совпали

замена подшипника (36)

-вставляем шплинт и раздвигаем кончики

замена подшипника (37)

-надеваем колпачок (особого смысла набивать в него смазку нет). Я и для этой цели заказал специальную оправку, что бы не деформировать его

замена подшипника (38)

замена подшипника (39)

-надеваем колесо, крутим, затем шатаем в вертикальной плоскости.

Крутиться должно легко, шататься не должно:-)

И помните, что контроль за люфтами лежит на владельце автомобиля, и производить его необходимо регулярно, первые 500 км, а затем каждый раз, когда машина по какой-либо причине оказывается с вывешенными задними колёсами.

Удачи!

 

 

Запись опубликована в рубрике Uncategorized, инструкции по ремонту. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

64 комментария на «замена заднего ступичного подшипника»

  1. Jurik говорит:

    Спасибо, отличный отчет!

    «-придерживая пальцем наружный подшипник, надеваем барабан»
    Неужели этот барабан внутри нормальный, снаружи он похож на кусок дерева 🙂 Такой ржавый барабан еще поискать надо 🙂

    Так а в чем же преимущество способа «отпустить на 1/4 оборота» от «сдвинуть отверткой»??? И почему люфт в колесе не должен быть, ведь считается, что при нагреве этот люфт уходит? Я ставил обычно «сдвигая отверткой», люфт колеса оставался ощутим, но вроде как ездит, не ломается.

    • Яков говорит:

      я не выискиваю барабаны пострашнее, для отчётов. Скорее наоборот, сложно встретить что-либо приличное. Даже через пол года по внешней стороне барабана уже не сказать, что он свежий.

      что касается способа регулировки подшипников, то эта область сродни религии — у каждого своё видение. Могу только сказать, что когда я начал заниматься ремонтом иномарок, в далёком 1992 году,ни о каких мануалах или ELSA ещё и не знал никто. Многие вещи приходилось осваивать практикой. И так как именно этот способ меня ни разу не подвёл, в своей практике не вижу смысла его менять на что-то другое.

      • Jurik говорит:

        «пока в автомобилях VW использовались конические подшипники, они были самыми часто заменяемыми деталями, расходниками
        -Как по мне, то одна из самых надежных деталей, на Ауди 100 (там такие же подшипники сзади) оригиналы ходят около 350 тыс.км. и лишь потом выходят из строя.

        Кстати, вроде бы в отчете не сказано про выработку на ступице там, где трется сальник, от этого напрямую зависит будущий ресурс подшипника. Могу четкую фотку выложить с мега-изношенной в этом месте ступицей 🙂

        «В крайнем случае сойдут тиски. Некоторые умудряются даже молотком пользоваться »
        -А чем так плох молоток+старая подпиленная обойма? Ведь обойма невелика и усилие не такое уж большое.

  2. Руслан говорит:

    Спасибо вам за подробный мануал.

  3. Jurik говорит:

    Вот, кстати, обещанное фото сверхизношенной сальником ступицы…

    На такой ступице сальник вообще ничего не уплотнит и в подшипник будет попадать куча грязи.

  4. Сергей говорит:

    Яков , подскажите пожалуйста,какую вы смазку использовали для подшипников?

    • Яков говорит:

      в последние годы практикую подшипники концерна FAG, у них в упаковке всегда лежит и пакетик со смазкой. В остальных случаях спокойно применю смазку ШРУС, никаких противопоказаний до сих пор не замечено

  5. Батал говорит:

    доброй ночи вам!подскажите пожалуйста,если само посадочное место нужно менять(цапфа если я правильно название использую),что бы вы посоветовали Яков?оригинал,или есть достойная бюджетная замена?заранее спс!

    • Яков говорит:

      я обычно ставлю цапфы производства FEBI, до сих пор ни единого нарекания

  6. Батал говорит:

    добрый вечер !скажите пожалуйста,собрали задний мне подшипник,колесо не шумит,но когда машина стоит,начинаешь шатать сильно,будто ходит ходуном!могли собрать не правильно??заранее спасибо!

    • Яков говорит:

      у каждого механика свои представления о том, как нужно регулировать задние конусные подшипники
      На самом деле если сделать так, как предусмотрено VAG, колесо действительно будет шататься. Я в этом убедился, подёргав за колёса не один новый VW, будучи на стажировке в Голландии:-) Но если ТАМ это работает, на наших дорогах быстро приводит к выходу подшипников из строя. Поэтому лично я затягиваю туже

  7. Батал говорит:

    спасибо!буду у мастера,попрошу чуть подтянуть!!

    • Яков говорит:

      Не надо говорить мастеру, что и как делать! Пусть делает так, как считает правильным, лишь бы давал гарантию.

  8. Жека говорит:

    Не подскажете какой размер сальника?

  9. Jurik говорит:

    А чем обусловлено нежелание оставить люфт? Ведь с люфтом они и с завода ездят и все нормально.
    Просто читал про случаи, когда после регулировки заднего подшипника, когда люфт почти исчезает — на трассе клина ловили и колесо теряли. Получается, что опасно так затягивать, пусть лучше люфтит, зато точно не заклинит на любой скорости.

    • Яков говорит:

      с люфтом они ездили с завода по ровным дорогам Германии
      Но любая ямка при наличии зазора увеличивает усилие, передаваемое через ролики на обойму. Отсюда более быстрое разрушение. Убрать люфт (без фанатизма, с головой) и будут ходить дольше. Это я могу смело сослаться на свой практический опыт, которому уже больше 25 лет

      • Jurik говорит:

        Просто у меня на одном из авто задние подшипники родные заводские проехали 350тыс.км, из них 220тыс.км по нашим раздолбанным дорогам. Всегда, когда авто было поднято, замечал, что ощутимо люфтит, но ничего, ездило и ездило.
        Потом после 350тыс. км они износились и были заменены на FAG, который уже около 60тыс.км проехал с ощутимым люфтом.
        Просто официальные источники требуют наличие люфта…некоторые не пишут перемещать шайбы, а дают конкретные значения люфта по индикатору…но он есть для таких подшипников и с ним как бы не надо бороться.
        Просто способ без люфта реально опасен для жизни.

        • Яков говорит:

          а можно поточнее, что за официальные источники, кроме ELSA, регламентируют ремонтно-профилактические работы?
          P.S. те подшипники, которые я устанавливаю и затягиваю, так же ходят долго, если не упускать этот зазор

          • Jurik говорит:

            И в ELSA, и везде абсолютно, в любой инструкции указывается, что люфт должен быть. Как-то видел для форд транзит инструкцию, там тоже конические спереди правда, так там указан способ с индикатором, т.е. довести люфт до требуемой величины и зашплинтовать. Надо У VAGа советуют отверткой, но по сути это все аналогично.
            Просто может быть такая ситуация, что по городу на скоростях 70-80км/ч — все ок без люфта, а стоит выехать на трассу, хорошенько разогнаться — подшипники нагреваются сильнее, а расширяться им — некуда и колесо отрывает.

          • Яков говорит:

            ELSA ни слова не пишет про люфт, указана грань затягивания гайки — свободное перемещение шайбы:-) При этом я могу затянуть гайку сильно, и таки сдвинуть и шайбу, просто приложив большее усилие.
            Вот применение индикатора — это точная инструкция же.
            Свои выводы я сделал ещё тогда, когда об ELSA в Питере вряд ли кто-нибудь слышал. В Росссию непрерывным потоком везли иномарки, и достаточно быстро стало очевидным, что после родных дорог на наших задние подшипники умирали в течении первого же года. Практически у 100% приезжавших к нам на обслуживание. Регулировка в с меньшим люфтом помогла значительно увеличить срок службы

          • Jurik говорит:

            Почему же у меня были с люфтом и не ломались (не ломаются)? Ведь 350тыс.км — это просто отличный показатель для подшипника (вполне возможно, что просто сальник уже стерся, да и смазка никогда не менялась).
            Просто куда им без люфта расширяться — вот в чем вопрос?
            И какую пользу принесет отстуствие люфта, за чем с ним бороться, если он вобщем-то никому не мешает? Как раз без люфта — опасно, чем выше скорость — тем выше вероятность клина.

            Кстати, для форд транзит (задний привод), для передних колес (где похожие подшипники) в инструкции для «жесткого» моста даются значения 0,025…0,13мм и для независимых — 0,002 — 0,050мм. Но там замеряется индикатором относительно края цапфы и крепится индикатор где-то на 10-12см от центра (т.е. там привязано с размерами оригинальных жестянок).
            Плохо, что для VAG-а нету никаких конкретных цифр. С другой стороны, при наличии довольно большого люфта ходит без проблем.

          • Яков говорит:

            ОК,на том и остановимся

  10. Денис говорит:

    Яков, скажите, пожалуйста, могу я без пресса установить задние ступичные подшипники в тормозной диск?

  11. Дмитрий говорит:

    Добрый вечер, у меня небольшая проблема со снятием барабана, после того как я открутил гайку подшипника и снял корончатую гайку, поднял отверткой клинышек тормозного механизма, я не могу снять тормозной барабан т.к. не выходит та часть подшипника которая должна вывалится после откручивания гайки.

    • Яков говорит:

      такое, к сожалению, случается не редко:-(
      ну, без приложения силы не обойтись. Или так называемый «обратный молоток», или двумя большими отвёртками с плоским шлицом поддевать барабан с двух сторон, относительно опорного щита

  12. Дмитрий говорит:

    Отвертками не получается, пробовал и мотажкой, не хочет он выходить, а если применять большую силу, тогда гнется задний кожух. Подскажите пожалуйста принцип обратного молотка и что можно придумать в домашних условиях. Спасибо огромнейшее.

    • Яков говорит:

      обратный молоток выглядит так:

      прикручивается к барабану колёсными болтами, и сбивается со ступицы

      • Дмитрий говорит:

        Спасибо, буду пробовать сбивать, но уже завтра.

        • Яков говорит:

          ещё бывает, что барабан не снять из-за колодок.
          точнее, из-за привода ручника. помогает та же большая плоская отвёртка. Её нужно вставить в отверстие болта и попытаться отжать рычаг на задней колодке. Типа как поднять клин, только движение по горизонтали

  13. Андрей говорит:

    Был люфт, разобрал все до гайки, шайба еле сдвигалась, дотянул гайку, люфт пропал совсем, чуть отпустил гайку и по чуть подтягивал, чтоб шайба также двигалась, как раньше. Колесо вращается с усилием. Но вот что меня озадачивает, во время вращения в барабане слышу трение (неравномерное), что это может быть?? или подшипник конический или колодки о барабан, на ручник не ставил и так оба задних колеса себя ведут. Подскажите что и как тут поступить?

    • Яков говорит:

      Подозреваю,, что проблема может быть в износе самой оси. Снимите барабан и осмотрите её на предмет следов вращения подшипника.

  14. Андрей говорит:

    Просто меня смущает неравномерность трения где-то больше, а где-то чуть совсем. Ну а если ось, это замена ступиц и всех подшипников?

    • Яков говорит:

      если при отпущенной гайке вращение становится более лёгким, то дело однозначно в повреждённых подшипниках.

  15. Андрей говорит:

    Как я ранее и писал был люфт колеса правого и левого, при этом все затянуто и шайба перемещалась с усилием, как Вы и описывали, я гайку затянул до упора, люфт пропал, открутил ее потом полностью, колесо стоит мертво, через щель по кругу увидел подшипники, смазки навалом, даже чуть добавил литола при этом постоянно проводил манипуляции с вращением колеса, все собрал обратно. При езде нагревания барабана не наблюдаю и еще зимой при минус 15-20 градусах происходило подмерзание чего то внутри приходилось лить кипяток на барабан чтоб колёса отошли, а то с места не стронутся. И может поможет пару раз проезжал на ручнике по первой неопытности.

    • Яков говорит:

      ну, по интернету можно обсуждать технологию, но когда используются такие субъективные понятия, как «туго крутится» и им подобное, тяжело говорить о конкретике:-)

  16. Андрей говорит:

    Завтра с одним колесом так и сделаю, потому как в начале я на люфт обращал внимание а на степень вращения колеса с закрученной или отпущенной гайкой нет. Буду пробовать, за совет спасибо

  17. Андрей говорит:

    Проехал примерно 100км люфт не появился, может это поможет, при поворотах ближе к 90 градусам слышу и ощущаю хороший стук от заднего колеса, в основном такое наблюдаю на малой скорости

  18. Андрей говорит:

    Да с колесными болтами все нормально. Со стуком определился, переднее правое колесо, во время езды при поворотах слышен устойчивый стук

  19. Уведомление: задние барабанные тормозные механизмы | Обслуживание и ремонт автомобилей VW / Audi. Статьи, советы, рекомендации

  20. Андрей говорит:

    Яков спасибо за отчёт всё делал по нему но после пробной поездки появилась проблема скрежет как будто баробан трётся о щит даже при вывешенном колесе слышно и чуствуется где то подклинивает и когда затягиваю гайку барабан тежело сдвинуть не подскажите что это может быть?
    и ещё 2 вопроса обязательно ли поднимать клин при сборке и люфтов не должно совсем быть или не большой допустим

  21. евгений говорит:

    добрый день .
    у меня тоже предстоит замена подшипников и ступиц
    купил всё новое ,но подшипник(большой) без усилий надевается на ступицу это так должно быть или это брак ступиц
    ступицы заказывал разной фирмы и результат тот же …

    • Яков говорит:

      совершенно верно, эти подшипники на цапфу не напрессовываются, а надеваются и снимаются руками

      • евгений говорит:

        я понимаю что они не напрессовываются ,но они очень легко надеваются и снимаются ,без вся кого усилия ,и прокручивается обойма на цапфе ,это же не должно так быть ?

        • Яков говорит:

          Обойма может легко надеваться и даже проворачиваться на цапфе, не должна болтаться и люфтить

  22. Александр говорит:

    Здравствуйте, Яков! Не могли бы вы соориентировать в выборе производителя подшипников на данный момент?
    И еще вопрос, По елкатсу узнал что у моей венты 93 года и у поло 6n 99 года полностью соответствует задняя тормозная система, однако на поло уже ступичный такого же типа как и спереди, да и ступица подходит по крепежу и разболтовке (4х100). Как считаете, будет ли целесообразно перейти на такую систему заднего подшипника? Задние ступичные меняю достаточно часто, раз в полгода примерно, 20 тыс. км., постоянно люфты, подтяжки итд. В передние вообще не заглядываю, работают отлично.

    • Яков говорит:

      На данный момент я по прежнему отдаю предпочтение FAG
      Тот Поло, который имеет идентичную тормозную систему, имеет и такие же конусные подшипники:-)

  23. Александр говорит:

    А я вот такую систему нашел у поло в елкатсе http://www.elcats.ru/vw/Parts.aspx?Mdl=e642a1ca-dd05-40c0-84b4-386ebfa46b87&SubId=4A300202 . так и подумал что штатно

    • Яков говорит:

      да, я не сразу понял постановку вопроса, извините.
      Если бюджет мероприятия не пугает, то переделка, конечно, имеет смысл. Хотя бы в плане обеспечения надёжности узла. Встаёт всё действительно без переделок и колхоза.

  24. Антон говорит:

    Гольф 3 задний барабан с АБС…
    Менял ступичный подшипник с барабаном, после замены пришлось скидывать барабан, сальник с внутренним подшипником остался на цапфе, теперь не могу снять подшипник сел намертво, не знаю сядет ли сальник обратно если поставить барабан. ??? все новое резать жалко…

    • Яков говорит:

      снять обойм подшипника можно, аккуратно вбивая клин между обоймой и цапфой
      после снятия всё собирается нормально

  25. Игорь говорит:

    Всем доброго дня. Яков. Я себе обоймы подшипников запрессовывал в барабан слегка на горячую. Барабаны положил в духовку газовой плиты, поставил консервную банку с водой, а обоймы уже лежали в морозилке холодильника. Когда начала закипать вода в консервной банке, доставал по одному барабаны и быстренько с помощью оправки запрессовывал обоймы почти без усилия.

  26. Егор говорит:

    Привет!подскажи, когда не в вывешеном положении здании колеса есть небольшой люфт, а при вывешевании колеса люфт исчезает!!???что это?????спасибо

  27. Антон говорит:

    Вечер добрый. подскажите кто сможет. оборвало калесо всместе со ступицей, купил новый комплект подшибников и тормозной барабан. При закручивании гайки колесо начинает туго крутиться, начинаю ослаблять появляеться люфт горизонтальный ,а вертикального нет. И для того чтобы снять пришлось воспользоваться съемником. Из за чего это может быть?

    • Яков говорит:

      обычно когда ситуация доводится до отрывания колеса, сильно страдает сама цапфа. Думаю, и в Вашем случае проблема именно в ней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *