на примере мотора CLCA
Что бы добраться до зубчатого ремня, нужно много чего демонтировать.
-отсоединяем топливные шланги
что бы топливо не капало, их можно временно заглушить импровизированными пробками
-откручиваем и извлекаем корпус топливного фильтра
-демонтируем узел топливного насоса
-демонтируем расширительный бачок: тонкий шланг отсоединяем, снимаем разъём с датчика уровня, и откручиваем два самореза крепления
-бачок можно отвести в сторону, и там оставить, предварительно открутить пробку.
— слить антифриз. На этом моторе нет сливных краников, и самая нижняя точка — электропомпа. Снимаем сначала с неё патрубок
-чуть выше ещё патрубок, к которому уже присоединён шланг на радиатор, его тоже разъединяем, и наклоняем вниз
-далее необходимо снять правое колесо, и локер, что бы получить доступ к шкиву коленвала
-можно снять патрубки на Webasto, это позволит слить ещё больше антифриза, и даже слегка отодвинуть магистрали в сторону
-ещё один патрубок уходит наверх. Снизу необходимо открутить гайку и снять хомут
-можно сразу же выкрутить и болт крепления кронштейна
-ключом на 16 за центральный болт по часовой стрелке вращаем ролик натяжителя и вставляем фиксатор
-снимаем ремень, и фиксатор нужно вынуть, ролик отпустить, что бы он не закрывал один из винтов крепления кожуха
-откручиваем 4 болта крепления шкива
-однако снимать шкив пока рано, и один болт нужно оставить
-снова возвращаемся в подкапотное пространство. Откручиваются два болта крепления правой опоры к кузову, и два болтика небольшого кронштейна
-далее мотор необходимо вывесить с помощью специальной траверсы. Но и при её отсутствии можно обойтись подручными средствами, обеспечив упор снизу. Я, например, для этих целей использую большой деревянный чурбан
-опуская или поднимая кузов, можно менять и положение мотора. для начала немного приподнять его
-открутить опору
-отсоединить разъём, снять хомут, открутить болт крепления, и можно извлечь последний патрубок
— кронштейн опоры крепится к блоку двумя болтами сверху (нижний уже открутили)
-извлекается наверх
-отщёлкнуть фиксаторы кожуха
-необходимо выставить ВМТ. Для этого нужно вращать коленвал за центральный болт головкой на 19
-до совмещения риски на шкиву с меткой на кожухе
-стрелка на шестерне распредвала при этом должна смотреть вверх (совмещать её ни с чем не надо)
-открутить последний болт шкива, и шкив демонтировать. Нижняя часть кожуха крепится 5-ю винтами
-для дальнейших работ необходимы специальные фиксаторы
-зубчатый фиксатор кладётся на шестерню коленвала, и выступ на нём утапливается в отверстие на блоке.
внимание! Шестерни бывают разные: круглые и овальные, и к ним нужны разные фиксаторы. Поэтому необходимо убедиться, что есть полное совпадение
-шестерня распредвала фиксируется тонким штырём. Однако есть вероятность, что фазы уже не совпадаю. Понять, на сколько произошло смещение, поможет зеркало
-что бы совместить отверстия, необходимо отпустить три болта крепления шестерни, и, вращая сам распредвал за центральный болт
-добиться совмещения
-примерно такая же картина с фиксацией шестерни ТНВД
-для снятия ремня откручивается гайка ролика натяжителя, натяжение ослабляется поворотом ролика против часовой стрелки , и ремень легче снять, равномерно стягивая со всех роликов/шестерёнок
откручиваются ролики
откручиваются три болта крепления помпы, помпа извлекается
из блока сольётся ещё некоторое количество антифриза
Перед установкой новой помпы необходимо очистить посадочное место
И желательно смазать уплотнительное кольцо. Я, например, для этих целей использую касторовое масло
-помпу в блок необходимо вставлять ровно, без перекосов
болты помпы затягиваются динамометрическим ключом
затем устанавливаются нижний маленький, и верхний большой ролики
-перед установкой ролика натяжителя нужно обратить внимание на то, как он фиксируется относительно блока. На самом ролике есть выступ с загибом на конце
-в блоке — углубление
теперь самое сложное — надевание ремня. ELSA предписывает последовательность, где последнее звено — помпа. Я же стараюсь надеть ремень на шестерню коленвала, помпу, большой обводной ролик, шестерню ТНДВ, шестерню распредвала, и в последнюю очередь — на ролик натяжителя, который еле еле наживлён на шпильку
-только после того, как ремень надет на все ролики и шестерни, прикручивается маленький верхний ролик, и затягиваем с усилием 20Nm
-необходимо убедиться, что выступ ролика попал в углубление в блоке
-в корпус ролика-натяжителя вставляется загнутый шестигранник, и производится натяжение ремня.
-нормальное положение, когда стрелка индикатора совпадает с прорезью. Но сначала необходимо сделать несколько раз «перенатяжение»
-затянуть гайку натяжителя, затянуть болты крепления распредвала, при этом необходимо удерживать саму шестерню специальным фикстатором
-так же затягиваются болты крепления шестерни ТНВД (если откручивались). ВАЖНО! для удержания шестерни ни в коем случае нельзя использовать тот же фиксатор, что позволяет выставить ВМТ!
Извлекаются все фиксаторы, коленвал провернуть на несколько оборотов, выставить ВМТ и попробовать снова вставить фиксаторы. Если с первого раза не получится, то нужно снова приотпустить болты распредвала, вставить фиксатор, и вращать коленвал, пока на нижнюю шестерню не «ляжет» фиксатор. Снова затянуть болты распредвала, снова несколько оборотов — и проверка фаз, и натяжения. Если всё в норме, затянуть гайку натяжителя
-остальная сборка — в обратной последовательности.
Болты крепления и кронштейна к блоку и опоры к кронштейну желательно использовать новые, и затягивать строго регламентированным моментом
Залить новый антифриз, завести мотор, прогреть, при необходимости — долить охлаждающую жидкость.